Методические рекомендации по готовности ребенка к школе
Что же такое готовность к школе?
Критерии готовности к школе
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
Критерии психологической готовности ребенка к школе
Требования к развитию речи ребенка при поступлении в первый класс
Волевое развитие в структуре готовности к школьному обучению
Воля и её развитие у Вашего ребенка
Как развивается воля у ребенка?
Как развивать волевые качества у ребенка?
Воспитание дисциплинированности
Воспитание самостоятельности у дошкольников
Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику…
Анкета «Сформированность волевых качеств личности» Положительные волевые качества
Анкета «Сформированность волевых качеств личности» Отрицательные волевые качества
Методические рекомендации по готовности ребенка к школе
Вашему ребенку пора идти в школу. И конечно, вас обуревают сомнения и тревоги:
- Как выбрать школу?
- Какая школа лучше?
- Справится ли ваш ребенок со школьными нагрузками?
- Не повредит ли новый режим жизни и обучения его здоровью?
- Почему так важно определять готовность и много ли среди детей тех, кто не готов к школе?
- Можно ли ребенку учиться по более интенсивной программе?
- Возможно ли дополнительное изучение иностранного языка (и при каких условиях)?
- Можно ли ребенку посещать продленный день или учиться в школе продленного дня?
- А что значит «лучше подготовлен» или «готов к школе»?
- Можно ли определить эту готовность?
Подобные проблемы волнуют всех родителей, детям которых исполнилось 6 лет.
Что же такое готовность к школе?
Исчерпывающие ответы на этот и многие другие ваши вопросы даст М.М. Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО.
Это все понимают по-своему.
Для одних — умение ребенка читать, писать и считать (таких родителей, пожалуй, большинство), для других — это способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, для третьих — это большой запас сведений и знаний по принципу «Все обо всем» (и чем более разнообразны эти сведения, тем лучше), для четвертых — это желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Впрочем, перечень этих представлений можно продолжить. И каждый по-своему будет прав. Это связано с тем, что абсолютного толкования понятия «готовность» не существует — для разных детей, для разных условий и разных требований обучения оно свое. Рассмотрим два типичных примера.
Пример первый. Дине в сентябре исполнилось 6 лет 7 месяцев. Она — живая, подвижная и веселая девочка, хорошо читает (бабушка научила ее читать в 5 лет), умеет считать, красочно описывает приключения любимого кота Афони на даче и любит «порассуждать» о политике. По словам мамы, «от телевизора их с бабушкой не оторвать — все сериалы и все выпуски новостей пропустить не могут». Казалось бы, всё в порядке, однако продолжим рассказ мамы: «…она фактически выросла с бабушкой, ей с ней интересно — бабушка ее развлекает и балует, она не знает слов «нет» и «надо». Бабушка предпочитает уговоры, обещает награду, тогда Дина что-то выполняет. В прошлом году мы решили заниматься музыкой (в музыкальной школе), но уже через месяц бросили. В музыкальной школе все было «неинтересно», нужно было дома заниматься каждый день, а в школе еще сложнее — там на нее никто не обращал особого внимания, в группе было 17 детей, но она ни с кем не хотела общаться. Слезы были почти каждый день, пришлось все бросить, да и бабушка уговаривала, уверяя, что всему ее научит». В школу Дина идти не хочет. По-видимому, сказывается неудачный опыт дошкольного обучения.
Готова ли Дина к школе? С точки зрения общего развития — да. Она хорошо развита, разумна, у нее богатая речь, она многое знает и умеет, но… Школа принципиально изменит образ ее жизни, девочка должна будет жить по правилам, идти в школу и заниматься не только тогда, когда хочется и интересно. Ей придется ежедневно общаться с детьми, и никто не может гарантировать, что это общение будет бесконфликтным. Ей придется привыкнуть к тому, что учитель не бабушка и будет уделять внимание не только ей одной. Готова ли к этому Дина? Пожалуй, нет.
Рассмотрим вариант, который мог бы облегчить адаптацию Дины в школе. В классе минимальное количество детей (7 — 12), учительница — мягкая, понимающая, спокойная, а опытный психолог помогает разрешать учебные и иные проблемы. В этом случае Дина быстро привыкла бы к школе, безболезненно прошли бы первые «перестроечные» месяцы, девочка научилась бы общаться со сверстниками, ее учение было бы успешным. Но Дина пошла в обычную школу, в обычный класс, где 27 детей. Учительница строга, бескомпромиссна, не любит «миндальничать». По ее мнению, «хороший ученик — прежде всего послушный». Кроме того. Дине уже с октября (заболела бабушка) пришлось 4 раза в неделю оставаться на «продленке», которую вела та же учительница.
О возможных проблемах общения Дины с учительницей и одноклассниками рассказывает мама: «…отношения не сложились буквально с первого дня, учительница считала ее своенравной, капризной (в ней это действительно есть), упрямой. Дина рыдала каждый день. Казалось, она забыла даже то, что хорошо умела. Жаловалась, что дети ее не любят, не хотят с ней дружить. Учительница сказала, что Дина совсем не готова к школе, не умеет самостоятельно работать, с детьми не считается, требует постоянного внимания». Права ли учительница? Только в том, что Дина действительно оказалась не готова к новым требованиям, к новым условиям школьной жизни, и с детьми ей было трудно, потому что до школы она общалась в основном с бабушкой. Ей нужны были поддержка, понимание, терпение, но… учительница оказалась не готова работать с таким ребенком. Увы, такие ситуации совсем не редки. В этом случае «не готова» школа, а значит, выбирая ее, необходимо было учесть не только особенности ребенка, но и возможности школы.
Можно предположить, что при первом варианте все «издержки» воспитания Дины не обострились бы болезненно, а значит, ее «неготовность» не играла бы особой роли, так как школа оказалась бы готовой учесть индивидуальные особенности ребенка.
Пример второй. Алеша, по мнению родителей, не просто готов к школе, но даже не к обычной, а с углубленным изучением иностранного языка (с первого класса в этой школе дети начинают учить английский и испанский). Мальчик до школы занимался с учительницей английского языка и с педагогом-логопедом. Правда, как рассказывают родители, «большими успехами в английском похвастать нельзя, но логопед поставил все звуки, остались только запинки в речи, которые проявляются не всегда. К тому же Алеша часто болел, через месяц-полтора — очередная простуда. Из-за этого и в детский сад ходил только год». Алеша — спокойный, рассудительный, говорит мало, отвечает на вопросы односложно, «слова из него не вытянешь», — подтверждает мама. Любимое занятие — машины, у него большая коллекция игрушечных автомобилей. знает все марки (это общее с папой увлечение).
В отличие от Дины, Алеша очень хочет в школу, он надеется, что в школе появятся новые друзья, там будет интересно. Пока у него «два настоящих друга: один — сосед по даче с другим они играют и гуляют почти каждый день живут рядом».
Наша первая встреча с Алешей и его родителями состоялась почти за полгода до школы — в апреле, мы тогда посоветовали родителям не отдавать его в школу с углубленным изучением языков, так как обнаружили несформированность речи, а занятия с логопедом решили только одну проблему — звукопроизношения. Кроме того, Алеша относится к категории так называемых часто болеющих детей, такие дети быстро утомляются, у них снижена работоспособность, а школа с углубленным изучением иностранного языка требует ежедневной интенсивной и сложной учебной деятельности в течение 5-6 уроков, которая не по силам болезненному ребенку. Запинки в речи, которые мама считала не стоящими внимания, и ряд других признаков (беспокойный сон, страхи) свидетельствовали о том, что нервная система ребенка не выдержит чрезмерной нагрузки в школе и дома: возможен срыв адаптации. Однако переубедить родителей не удалось, а тестирование в школе Алеша успешно прошел. Второй раз родители пришли с Алешей через три месяца после начала учебы.
Вот мнения учительницы, школьного психолога и впечатления мамы.
Учительница. Ребенок не осваивает программу, родители мало занимаются дома. в последнее время совсем перестал работать на уроке, в тетради — грязь, много исправлений, не старается, читает очень медленно… по английскому и испанскому тоже не осваивает программу.
Психолог. Мальчик с развитым интеллектом, хорошими волевыми способностями и высокой мотивацией, но низкой самооценкой. В последнее время замкнут, может расплакаться при неудаче, жалуется на усталость. Необходимы занятия для повышения самооценки и снятия напряженности.
Мама. Занимается много, даже педагога взяли, но результата нет… Часто капризничает, плохо ест, спит мало — то никак не заснет. то просыпается ни свет ни заря. В школе — одни жалобы, говорят, если так будет и дальше, нужно из этой школы забирать…
Ситуация вполне ожидаемая и закономерная, только никто почему-то не обратил внимания, что Алеша за три месяца два раза болел (один раз легко — пропустил 7 дней, а второй раз была сильная ангина и он проболел почти две недели). Пропуск занятий и восстановление после болезни заняли в общей сложности больше месяца (из трех!), плюс проблемы с изучением иностранного языка (напомним, у Алеши недостаточно хорошо сформирована речь, есть затруднения при звукобуквенном анализе слов), плюс не очень крепкая нервная система, которой трудно было выдержать многочасовые занятия в школе и дома, но особенно неудачи (у Алеши, как отмечает психолог, высокая мотивация, он хочет хорошо учиться, именно этого от него ждут взрослые. но он не оправдывает их ожиданий), с которыми мальчику нелегко смириться. Алеша очень медленно читал из-за «запинок» в речи, на которые тоже никто не обратил внимания. Теперь «запинки» превратились в нарушение темпа речи. в растягивание слов и паузы в середине длинных слов. Нарушение темпа речи в сочетании с «капризами», слезами, беспокойным сном, жалобами на усталость дает все основания говорить о неблагополучии в состоянии нервной системы, о так называемых неврозоподобных расстройствах.
Как видим, готовность Алеши к школе оказалась низкой, но нужно подчеркнуть: это неготовность к такой школе, к таким, нагрузкам и к таким требованиям. При щадящем режиме, без дополнительных нагрузок он, вероятно, успешно справился бы с учебой, тогда в третьем или четвертом классе можно приступить и к изучению иностранных языков, вполне посильными могли бы быть и другие дополнительные нагрузки. А в первом классе гораздо целесообразнее было бы два раза в неделю водить Алешу в бассейн.
Приведенные примеры достаточно типичны. Они объясняют, почему так трудно выработать единые критерии готовности ребенка к школе. Действительно, единых, абсолютных критериев нет, но все же для начала обучения ребенок должен достичь определенного уровня физического и психического развития. В зависимости от этого и можно решать вопрос и о выборе школы.
директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких
Критерии готовности к школе
Оценка развития познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями: большой — малый, правый-левый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в магазин, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
-
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
-
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
-
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
-
Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на полу, у стены, на столе, на стуле и т.п.?
-
Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
-
Четко ли ребенок выговаривает слова?
-
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
-
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
-
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
-
Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
-
Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
-
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
-
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
-
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
-
Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
-
Хорошо ли ребенок слышит?
-
Хорошо ли он видит?
-
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
-
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
-
Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
-
Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
-
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
-
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память
-
Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
-
Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
-
Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
-
Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей
-
В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
-
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
-
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
-
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
-
Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
-
Задает ли ребенок вопросы о словах — что они значат и т.п.?
Общая и психологическая готовность
Может ли ваш ребенок:
-
Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
-
Изъясняться связно?
-
Понимать смысл того, о чем ему читают?
-
Четко выговорить свое имя?
-
Запомнить свой адрес и номер телефона?
-
Писать карандашом или мелками на бумаге?
-
Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
-
Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
-
Слушать и следовать полученным указаниям?
-
Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
-
Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
-
Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
-
Положительно оценивать: я — человек, который многое может?
-
«Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
-
Проявлять интерес к окружающим его предметам?
-
Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе
-
Нравится ли вам ваш малыш?
-
Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
-
Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
-
Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
-
Поправляете ли вы речь малыша?
-
Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
-
Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
-
Смеетесь ли вы вместе с ним?
-
Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
-
Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
-
Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
-
Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
-
Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
-
Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
-
Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
-
Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
-
Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
-
Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
-
Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
-
Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
-
Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
Формирование школьной готовности определяется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка: его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
-
Вступать в контакт со взрослыми.
-
Взаимодействовать со сверстниками.
-
Назвать фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, день рождения.
-
Регулировать свое поведение усвоенными нормами и правилами.
-
Иметь представление о себе и своих возможностях.
-
Попросить о помощи.
-
Иметь представления о живой и неживой природе.
-
Иметь элементарные представления о своем городе, стране.
-
Раскладывать по величине 10 и более предметов одинаковой формы.
-
Самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы в рисовании и лепке.
-
Работать в едином темпе с другими детьми.
-
Назвать текущий месяц, дни недели.
-
Называть числа первого десятка в прямом и обратном порядке, знать их состав.
-
Составлять и решать простые задачи.
Критерии психологической готовности ребенка к школе
1. Социально-психологическая готовность к школе:
-
Наличие учебной мотивации: ребенок проявляет выраженный интерес к получению знаний, хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения.
-
Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь выполнять требования учителя, взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение.
2. Интеллектуальная готовность:
-
Развитие образного и словесно-логического мышления: умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями, способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении.
-
Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание в течение 15-20 минут на выполняемой работе .
-
Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
3. Психофизиологическая готовность:
-
Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами.
-
Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять больше-меньше, выше-ниже, слева-справа, вперед-назад.
-
Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Требования к развитию речи ребенка при поступлении в первый класс
-
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
-
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
-
Грамматически правильно строить сложные распространенные предложения.
-
Использовать в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения.
-
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
-
Умение составлять рассказы по плану, предложенному взрослыми.
-
Строить связный рассказ по сюжетной картинке.
-
Умение находить лишний предмет и давать ответ, почему он лишний.
-
Умение правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, над, по, на, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под, и др.).
Волевое развитие в структуре готовности к школьному обучению
К сожалению, достаточно часто, процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к «натаскиванию» их по школьным предметам: уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать. Но этого, явно, мало. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника. И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым. Известные психологи: Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе. Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения, социализации и интеграции в общество. Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников. Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.
Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.
Воля и её развитие у Вашего ребенка
Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.
В анкете «Сформированность волевых качеств личности» перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе.
Попробуйте дать оценку развития волевых качеств личности своего ребенка. Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств вы прилагаете свои усилия. (отметьте галочкой соответствующую позицию).
Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.
Как развивается воля у ребенка?
Произвольные движения начинают формироваться у ребенка на первом году жизни. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым.
Со второго года жизни растет время удержания ребенком заданной взрослыми цели действия, а затем у него появляется возможность и самостоятельной постановки цели.
В период от 2 до 3 лет побуждение и торможение действия еще регулируются действием реальных внешних стимулов, а не с помощью слов. Вследствие развития речи и мышления постепенно у ребенка формируется внутренний интеллектуальный план, благодаря которому ребенок подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях.
В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком.
К 3 годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», — требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.
Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Брать ножницы можно только взрослым».
Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.
Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.
У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.
Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.
Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.
Как развивать волевые качества у ребенка?
Взрослый человек всегда является посредником в процессе воспитания воли, он направляет и учит контролировать поведение.
Поэтому взрослый должен:
Так сформулировать цель, чтобы у ребенка появилось желание в ее достижении. Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей.
-
Помогать и направлять в достижении цели;
-
Приучать ребенка преодолевать трудности, а не пасовать перед ними;
-
Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
-
Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.
-
Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Воспитание дисциплинированности
Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.
Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.
Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:
- Несогласованность требований к ребёнку в школе и семье;
- Отсутствие или незнание правил поведения;
- Отсутствие единства методов воспитания;
- Утомление детей вследствие длительных ожиданий чего-либо;
- Система запретов (запретный плод сладок!).
Условия воспитания дисциплинированности:
- Организованность и порядок жизни и окружающей обстановки, чёткий режим.\
- Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.
- Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.
- Единство требований со стороны всех взрослых к детям.
- Справедливое отношение взрослых к детям.
- Положительный пример взрослых, их авторитет.
- Атмосфера доброжелательности, интересная и содержательная жизнь.
Методы воспитания дисциплинированности:
- Упражнения (наглядный показ способов поведения)
- Воспитывающие ситуации
- Указания, напоминания
- Убеждение
- Положительный пример взрослых и сверстников
- Поощрения
- Наказания (лучше обходиться без них!)
Воспитание самостоятельности у дошкольников
Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений (В.Степанов «Умелые помощники», М.Зощенко «Глупая история», Носов «Заплатка», Т.Караманенко «Ножки не идут»), просмотр мультфильмов, проблемные ситуации, пошаговая инструкция, инструкционные карты, экспериментирование.
Очень важно создавать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять своему ребенку. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности. «Помою всем обувь», «Для всех сделаю бутерброды»…
Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.
Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку или значок за определенное время (как правило, за минуту). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых. Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.
Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.
Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.
Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику…
На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.
Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Уровень развития речи
Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Уровень развития фонематического слуха
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…
Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)».
Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?
Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
***
Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.
Анкета «Сформированность волевых качеств личности»
Положительные волевые качества
Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе. Дайте оценку развития волевых качеств личности своего ребенка. (отметьте галочкой соответствующую позицию) |
|||
Положительные волевые качества
|
Достаточно развито |
Формируется
|
Нет, но хотелось бы сформировать
|
Энергичность — способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.
|
|||
Терпеливость — умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления.
|
|||
Выдержка — способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
|
|||
Смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.
|
|||
Целеустремленность — умение человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями.
|
|||
Настойчивость — это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями.
|
|||
Принципиальность — умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми.
|
|||
Самостоятельность — это умение обходиться в своих действиях без чужой к помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.
|
|||
Инициативность — это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.
|
|||
Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
|
|||
Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, невзирая на все преграды и противодействия.
|
|||
Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
|
|||
Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
|
|||
Дисциплинированность — черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе.
|
|||
Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
|
|||
Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
|
|||
Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
|
|||
Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
|
|||
Общее количество ответов:
|
|||
Анкета «Сформированность волевых качеств личности»
Отрицательные волевые качества
Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств Вы прилагаете свои усилия. (отметьте галочкой соответствующую позицию) |
|||
Отрицательные волевые качества
|
Проявляется часто | Проявляется иногда |
Хотелось бы устранить
|
Несдержанность, неспособность сдерживаться, преодолевать внутренние препятствия — усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления, импульсивность, вспыльчивость.
|
|||
Робость — боязливость, нерешительность из-за неуверенности в себе, форма подавления желаний, слов, жестов – всегда связана со страхом осуждения.
|
|||
Импульсивность — особенность поведения, заключающаяся в действиях по первому побуждению, под влиянием случайных внешних обстоятельств или сильных эмоций, преобладание их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания.
|
|||
Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди.
|
|||
Беспринципность — отсутствие твердых убеждений.
|
|||
Внушаемость — качество, которому подвержены все безвольные люди, которые не знают, как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей.
|
|||
Безынициативность — пассивность, вялость, неспособность принимать новые решения.
|
|||
Нерешительность – отрицательное волевое качество, человек проявляет колебания при выборе цели, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.
|
|||
Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент.
|
|||
Общее количество ответов:
|